Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Лях Константин

      
       Лях Константин Федорович, доцент кафедры истории и социологии МГТУ, кандидат философских наук. Родился в Мурманске в ноябре 1953 года. Отец ходил в море на рыболовных траулерах. Мать работала на рыбокомбинате.
      
--Как часто вы вспоминаете свое детство?
--Детство вспоминаю часто, потому что там не было проблем, которых так много сейчас. Хотя, если быть объективным, то и тогда они были: с продовольствием были перебои. Родители ночами стояли в очереди за яйцами, колбасой, мясом, одеждой.
       Окончил нашу мурманскую школу №36 в 1971 году. Но в школе не особо нравилось из-за излишней формализованости (муштры) отношений.
--Почему выбрали именно этот институт и эту специальность?
--Медицина меня всегда привлекала и была мне интересна. И я поступил после школы в Кировское медицинское училище. А вот там мне нравилось всё: свобода, неформальность отношений с преподавателями. После этого четыре года отработал фельдшером в санавиации. Благодаря этому посмотрел самые отдалённые уголки Кольского полуострова. Судьба забрасывала даже на остров Сосновец и полуостров Рыбачий. Во время работы в санавиации медицинская специальность мне нравилась все больше, поэтому очень захотелось поступить в мединститут.
--Бывали ли экстремальные ситуации, которые для вас могли оказаться трагичными?
--Как-то летал на вертолёте с хирургом провести консультацию и оценить возможность лечения пациента, находящегося на траулере в Баренцевом море. Конечно, консультировал и оценивал возможность лечения больного хирург, а я должен был помогать ему при оказании помощи.
       А так как погода в Баренцевом море с порывным сильным ветром, с вертолёта по канатной лестнице, концы которой держат моряки на палубе, спуститься не так просто. Вот хирург спустился удачно. А я оказался в неприятной ситуации. Матросы нечаянно выпустили из рук лестницу, и меня с полчаса мотало над морем. Ощущения невероятные! Потом меня отогревали спиртом, чтоб хоть как-то пальцы разжались. Работая в санавиации, приходилось не раз оказывать помощь в экстремальных условиях и даже принимать роды.
--Бывали трудные моменты в этот период работы?
--Мы летали вместе с Василием Павловичем Гнояном (бывший заведующий урологическим отделением МОКБ – примечание автора). И вот однажды у нас с ним случилась первая смерть на борту, - тяжко вздыхает. - Пациент умер от аневризмы аорты. Это был тяжёлый момент. Сама по себе смерть это уже тяжело. И два часа ещё мы были рядом с телом в вертолёте… И мы же видели провожающих его родственников, которые надеялись на нас и верили… Это такой мощный негативный психоэмоциональный фактор.
--Что было потом?
--В 1977 году я поступил в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ).
--Трудно было учиться?
--На начальном этапе очень сложно, а потом освоился и даже работал на скорой помощи. На той самой станции скорой помощи до меня работал и Розенбаум. Кстати, его песни о медицине наиболее правдивые и написаны человеком, изнутри знающим медицину.
       «Я стать хотел геологом,
       Дермато-венерологом,
       Потом решил я быть
       Как мама гинекологом,
       А стал невропатологом
       Назло врагам,
       Теперь стучу их молотом
       По головам.
      
       Люблю иголкой ткнуть в живот,
       Люблю спросить, кто с кем живет,
       Еще люблю, когда
       У Вас не перекошен рот,
       И если быть параличу,
       То я лечу,
       Мне, брат, такое по плечу,
       Но я молчу….» (с)
      
       «Светофоры, дайте визу,
       Едет "скорая" на вызов
       Кто-то на Пушкарской задыхается.
       Есть тревога на лице,
       Есть магнезия в шприце,
       Щас она там быстро оклемается» (с)
      
--Что интересного было в вашей студенческой жизни?
--Когда проходил практику в токсилогическом центре увидел, как работает иглорефлексотерапевт. Берёт иглу и вводит её в кончик носа пациента. Пациент, лежавший до этого без сознания, приходит в себя на короткое время. И ему сразу же задают вопрос, какой суррогат алкоголя он принимал. Пациент называет, что он употреблял и снова отключается. Таким образом, выясняется вещество, вызвавшее отравление, и находится антидот, чтобы «откачать» пациента. И для меня, тогдашнего студента, незнакомого с иглорефлексотерапией это было большое потрясение! Так же очень запомнилось как Гарри Вальтерович Клейн и другие врачи реанимации боролись за жизнь пациентки, умирающей после криминального аборта. Они от неё ни на шаг не отходили, все сделали, чтобы вытянуть её с того света, но у неё отказало сердце (грустно вздыхает). Я был потрясен их отношением к своему профессиональному долгу и мне, как будущему врачу, это, конечно же, запомнилось.
--Как начинали самостоятельную жизнь после института?
--После окончания института работал у нас в Мурманске в областной и городской СЭС. Много объектов принимал. Участвовал в приёмке объекта здания бывшей организации «Арктикморнефтегазразведка». А на госкомиссии по приёмке в эксплуатацию совхоза «Пригородный» председатель облисполкома Зазулин нас, не подписавших акт приёма объекта, оставил ночевать в свинарнике, шутником был. Правда коллеги (ветеринары) нас ночью забрали и отвезли домой.
       В 1988 году организовалось Мурманское медицинское училище. Первыми преподавателями были врачи ГорСЭС Пономарёв В.В. и Абрамова Н.М. Я был третьей кандидатурой, кого пригласили преподавать.
--Как относились к вам коллеги по работе, руководство?
--Отношения с коллегами были взаимно тёплыми и дружелюбными. Практически весь наш преподавательский состав на начальном этапе окончил ЛСГМИ и работал в одном учреждении.
       Жили сложно, так как здание было не очень приспособлено для проведения занятий. Но, студенты первого выпуска, активно помогали обустроить его, и при этом, хочу заметить, хорошо учились. Каждую субботу мы проводили субботник. А одна из форм отдыха – КВН между студентами и преподавателями. И каждый раз с серьёзной подготовкой. Всегда находили и время и силы для этого. Судейская команда состояла из семи человек, пять из которых студенты. Главным призом было посещение кафе за счёт медицинского училища.
--Отличаются ли сегодняшние студенты от студентов, которые были лет 10 назад?
--Очень. К примеру, в конце 90-х у меня в бригаде в медицинском училище было несколько золотых и серебряных медалистов. Это говорит о том, что бригада была очень сильная, заинтересованная.
       А теперь ежегодно приезжают специалисты из ведущих университетов Москвы и Питера и, так сказать, «снимают сливки», забирая к себе потенциально сильных учеников.
--А чем Вас удивляют сегодняшние студенты?
--Я удивляюсь героизму тех студентов, которые получают два высших образования одновременно, обучаясь параллельно в двух учебных заведениях. Они практичны, рациональны, готовы к серьёзной конкурентной борьбе. Понимают, что в этом мире их не встретят с распростёртыми объятьями и на блюдечке ничего не дадут. Меня приятно поражает, когда студенты владеют иностранными языками на высоком уровне… Некоторые студенты проявляют задатки, сами проводя исследования. У меня есть сейчас студентка Оля Дружкова. Она самостоятельно провела исследовательскую работу очень грамотно и старательно. Мне приятно с ней работать, и радует, что я являюсь её научным руководителем в дипломной работе. Ведь это надо иметь такую цель, такое стремление, такую волю и самоорганизованность, чтобы в юные годы отдаваться так учёбе… Вот меня очень приятно и удивляет, и восхищает, и радует, когда я встречаю это в студентах.
--Вы следите за профессиональной деятельностью ваших бывших студентов?
--Да, конечно. Меня часто приглашают в наш Мурманский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения. Там я встречаю бывших студенток, теперь уже опытных сестёр и организаторов здравоохранения. С радостью могу сказать, что мой ученик Глеб Валерьевич Новошинов сегодня заведует хирургическим отделением в Мурманской областной детской больнице. И я за Глебушку много хороших отзывов слышу как о специалисте - это очень приятно.
--У Вас были забавные случаи в общении со студентами?
--Иду, как-то по коридору, очень тороплюсь. Вдруг студентка меня останавливает:
       Говорит: «Я хочу вам сдать зачёт».
       Я ей говорю: «Не могу, очень занят».
       Отвечает: «Нет, примите сейчас».
       Я удивленно спрашиваю её: «Да неужели играет роль 5-15 минут?»
       Она уверенно отвечает: «Да, знания продукт скоропортящийся».
--И что?
-- Конечно же, принял зачёт, - смеётся.
       Или вот ещё случай «находчивости» студентов. На экзамене студентка спрятала под юбку большую книгу. Вдруг книга с предательским шлепком падает на пол. Девушка улыбаясь: «Ой, извините, карандашик упал».
--Какие дисциплины преподаёте сегодня?
--Биоэтику, геронтологию, социальную психологию, конфликтологию и многое другое. Помимо этого, когда позволяет время, преподаю курсы массажа для населения. Но это моё хобби.
       Как-то во время занятий, это было в 37 школе, у слушателя в соседней аудитории, где читались лекции по НЛП (нейролингвистическое программирование) внезапно произошла остановка сердца. У меня на курсах присутствовала женщина-педиатр. Мы с ней в течение 30 минут (что неоправданно долго!) проводили закрытый массаж сердца и искусственное дыхание. Это мероприятие отнимает много физических и моральных сил. Кстати, мужчина, которого мы спасли, не только не сказал «спасибо» по выписке из больницы, а наоборот предъявлял много претензий преподавательнице НЛП по поводу потери недорогих личных вещей.
--На что у вас не хватает времени?
--На всё, - грустно улыбается, - на книги, на фильмы, на отдых.
--Ваши любимые фильмы, телепередачи?
--Очень люблю фильм «В бой идут одни старики». Фильм весёлый, но информативный. В юмористической форме он показывает и передаёт, как трудно и как всё-таки тяжело, какой ценой, нам далась Победа в Великой Отечественной войне… Нравится телеканал «Звезда». Замечательные патриотические фильмы и интересные исторические программы по нему транслируют.
--Ваше любимое животное?
--Была собака породы ньюфаундленд. Дети дали ей имя Лава по названию реки в Калининградской области. Прожила 16 лет, что достаточно большой срок для этого животного.
--Какую музыку предпочитаете?
--Высоцкого, Розенбаума.
--Книги, которые вы читаете сейчас?
--Очень люблю исторические занудные книги, которые не будет читать нормальный человек, - смеётся, - с описанием исторических битв. Люблю В. Пикуля «Мальчики с бантиками». Эта автобиографическая повесть очень близка мне, потому что мой отец был юнгой Северного флота, участником описываемых событий - воевал на торпедных катерах.
--Чего вы достигли в личной жизни – семья, работа, творчество, спорт?..
--Женат. Две дочери: старшая – психолог, младшая - ветеринарный врач. В 2007 году защитил диссертацию «Смерть как проблема истории, философии и биоэтики». Это было из серии «миссия не выполнима». Был сложный период в жизни и для того, чтобы мобилизоваться и «вернуться», взялся за эту работу. Защитился… Переломил ситуацию… Спасибо за это и всем, кто меня поддерживал.
--Почему выбрали эту тему?
--Моё отношение к биоэтике неоднозначно. Своё начало и развитие она взяла в США в 60-х годах в городе Сиэтле. Случилось так, что на несколько искусственных почек было много претендентов. И тогда собрали консилиум, в который входили судьи, священники, медработники, адвокаты, и решали вопрос кого спасти… У нас, кстати, тоже имел место подобный случай. Три товарища выпили некачественный алкоголь, и осложнение вызвало необходимость в искусственной почке, причём для всех трёх. А аппарата искусственной почки было всего два. Павлов сказал: «Могу спасти! Но только двух…» Мы зашли в палату к ним и объяснили им всю ситуацию. Они сразу всё поняли и однозначно решили, что самый молодой из них должен жить… А двое оставшихся между собой кинули жребий. Потом попрощались спокойно, без отрицательных эмоций и упрёков… Один пошёл умирать, другой - к спасенью…
       Биоэтика основана на парадоксе. И в жизни зачастую сложно в парадоксальной ситуации принять правильное решение…
       Термин «биоэтика» предложил американский биохимик, онколог Ван Ронселлер Поттер (1911-2001), опубликовав в 1970 г. статью «Биоэтика – наука выживания», а в 1971 г. книгу «Биоэтика – мост в будущее»
       Биоэтика как наука исследует такие проблемные ситуации современной медицины:
       1. искусственный аборт;
       2. использование фетальных (зародышевых) тканей;
       3. опыты по клонированию человека;
       4. новое определение смерти на основании диагноза «смерть мозга»;
       5. эвтаназия (активная или пассивная, добровольная или недобровольная, прямая или косвенная);
       6. отношение к умирающим (хосписы, отделения паллиативной медицины);
       7. медицинская помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;
       8. трансплантология, в особенности – донорство органов и тканей;
       9. оказание психиатрической помощи, в особенности - недобровольное лечение.
       Данные темы в Российской медицине находятся в зачаточном состоянии, и мне хотелось обобщить свой опыт для решения этих проблем. В какой-то степени и моя работа привела к тому, что в ЛПУ стали в настоящее время использовать принципы биоэтики.
--Если бы пришлось начать все сначала, что бы вы изменили в своей жизни?
--Я бы сразу пошёл поступать в медицинский институт. А так сожалею, что в своё время, будучи студентом и проживая 6 лет в общежитии в одной комнате с иностранцами (в то время было правило: подселять к иностранным студентам одного-двух русских студентов – примечание автора), не учил иностранных языков. Мне они сами предлагали, а я упустил возможность. Во мне тогда взыграла гордость: почему это я должен учить их язык? Это пусть они изучают наш Великий и Могучий.
--Что Вы считаете своими неудачами?
--Неудачи, - задумчиво так, - конечно, бывают у всех и у меня они есть... Не выучил иностранный язык, поздно пошел в науку (в 54 года), это тоже своего рода неудача.
       С одной стороны, мне всегда безумно нравилось и нравится преподавать… С другой - я немного пока сделал в науке и, значит, у нас всё впереди! - со смехом и задором.
--Вы бы выбрали врачебную или преподавательскую деятельность?
--Если положить руку на сердце, то в самом начале моего пути мне повезло работать и видеть Врачей по призванию: Клейна, Никитченко, Павлова и других. И по началу я наивно полагал, что так и должно быть и таковы все. Но потом я понял, что это были Звёзды… Но в любом случае я нашёл себя и там, и там. Мне близко и то, и другое.
      
       Алеся Бережных
 

Альберт

Константин Федорович был у нас руководителем в медучилище в 1995 - 1997 гг. Был у нас двухгодичный курс тогда единственный. Замечательный человек и преподаватель. Всегда вспоминаю с теплотой и уважением о нем. 

0 0

22.01.2013 20:16:37

Роза

Очень тёплые воспоминания о годах учёбы в Мурманском медицинском училище! Огромная благодарность всему преподавательскому составу! С огромным уважением вспоминаю Константина Фёдоровича!! Здоровья и успехов во всём!!!

0 0

24.12.2012 21:50:18

оля

Константин Федорович очень необычный человек, очень добрый особенно, как преподаватель, на лекциях можно было узнать много интересного. Я уверена вас многие уважают. Здоровья вам и благополучия в ваших начинаниях!

0 0

24.12.2012 21:14:50

Галина

Замечательный преподаватель,учиться у него было одно удовольствие.Счастья Вам и здоровья,Константин Федорович.

0 0

24.12.2012 21:11:04

Нина

Присоединяюсь к мнению большинства. В своё время училась в Мурманском медицинском училище. Хотела выразить огромную благодарность лично Константину Фёдоровичу, а также всему преподавательскому составу бывшего ММУ за высокий профессионализм и интересный подход к проведению занятий. За свою рабочую практику могу сказать, что знаний хватает для того, чтобы работать в любой отрасли медицины. Спасибо Вам огромное за это!!!!!!!!

0 0

24.12.2012 21:07:51

Баранова Елена

Константин Федорович на мой взгляд является преподавателем от бога,чей огромный неоценимый опыт служил и будет служить на благо людям,в этом и состоит истинное призвание такого человека!

0 0

22.12.2012 19:57:10

Наталья

Я училась в нашем Мурманском медицинском. Константин Фёдорович был самым любимым преподавателем не только у меня,и не только в нашей группе, но наверное не ошибусь, сказав, что у всех групп, на всех курсах.
Здоровья, Вам, Константин Фёдорович, и, Благополучия!

0 0

20.12.2012 21:31:36

Мария

один из немногих людей, который действительно заслуживает самого лучшего! самое главное здоровья!

0 0

20.12.2012 5:54:47

Светлана

Константин Фёдорович просто очень За-ме-ча-тель-ный Человек! Спасибо ему за это.
Спасибо удачному случаю за то, что мне и моим сокурсникам ( они меня поддерживают) повезло учиться у него.

0 0

19.12.2012 20:35:50

ДИАНА

действительно,преподаватель с Большой буквы и Человек....ходить на его занятия было-одним удовольствием....

0 0

19.12.2012 17:42:25

ветер

Присоединяюсь к добрым и позитивным словам об этом преподавателе.
И к пожеланиям тоже- Здоровья Вам, Константин Фёдорович!

0 0

18.12.2012 8:36:24

мимо

Ответ на сообщение - змея

Просто раньше говорили , что с каждой смертью пациента у лечащего врача умирала частичка души. Сегодня выработался иммунитет у врачей. Плохо это или плюс, решать каждому за себя.

0 0

17.12.2012 23:01:49

белый клык

Ответ на сообщение - змея

Грош цена знаниям, когда при их реализации не вкладывают душу... Какие б они не были...

0 0

17.12.2012 22:58:20

Анна

У К.Ф. всегда было отличное чувство юмора и умение шутить. Это его качество всегда делало лекции больше чем просто лекции и мы занятия посещали с удовольствием. Он очень легкий в общении человек. И интересный.
Здоровья, Вам, Константин Федорович.

0 0

17.12.2012 22:11:37

змея

Биоэтика. хорошая тема. Жаль, молодые врачи сейчас так говорят:я не обязан быть душевным, мое дело поставить диагноз и назначить лечение.

0 0

17.12.2012 22:04:26

оленевод

Константину Фёдоровичу, прежде всего здоровья! А так же успехов в его преподавательской и научной деятельности! Терпения и сил. И оставайтесь всегда таким замечательным, добрым и многими студентами любимым преподавателем!

0 0

17.12.2012 21:55:47

вверх