Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Шулаев Владимир

Метания власти

 

В ближайшие месяцы, вплоть до 14 сентября этого года, этот человек станет одним из главных ньюсмейкеров в Мурманске. Владимир Шулаев, председатель территориальной избирательной комиссии, будет самым желанным и востребованным спикером. Сколько кандидатов зарегистрировано, какие нарушения, явка и результат. Он первоисточник самой актуальной информации, связанной с выборами в городской Совет депутатов. А ведь если вспомнить новейшую историю муниципалитета, то Владимир Шулаев не всегда был организатором выборного процесса. Было время, когда он был участником и победителем выборной гонки. За его плечами работа в областном парламенте и два с половиной созыва в городском Совете, должность ответственного секретаря (читай - председателя) и непродолжительный, но очень ответственный период, когда ему пришлось фактически рулить городом…  

 

- А вы не жалеете, что в 2000-х добровольно покинули пост ответственного секретаря горсовета и возглавили избирательную комиссию Мурманска? Ведь сейчас должность председателя равносильная мэру. 

 

- Если бы меня сейчас спросили, хочешь быть главой города, то я однозначно ответил бы ­ не хочу! Когда Олега Найдёнова подкосила тяжёлая болезнь и он лежал в больнице, я на протяжении девяти месяцев стоял не только во главе Совета депутатов, но и города. Это был очень сложный период. Начались брожения в исполнительной власти, стали появляться политические группировки. Поэтому, когда мне на глаза попалось объявление, что требуется толковый председатель избирательной комиссии, я решил сменить место работы. На тот момент я ничего не проигрывал в заработной плате. Да и должность звучала более солидно ­ из секретарей в председатели. Хотелось себя попробовать в новой роли. Я устал в Совете, перестал получать удовольствие от работы, мне было неуютно там из-за постоянных политических интриг. Конечно, это можно было расценить как шаг назад в моей карьере, но я это расцениваю как шаг в сторону. Я как-то прочитал у Карнеги, что на одном месте можно работать 5-7 лет, а потом человек перегорает. В Совете депутатов я пробыл 2,5 созыва.  

- В таком случае, вы на должности председателя ТИК уже пересиживаете.

- Я ваш намёк понял… Вот эти выборы проведём и подумаем, чем заняться. Я не планировал идти на третий созыв комиссии в 2011 году. Ну, может быть, стареть стал, не захотел новых вызовов. Хотя свой четвёртый срок в избиркоме представляю очень слабо. Не буду сейчас ничего обещать, но я много раз круто поворачивал свою жизнь. Я часто менял сферу деятельности и везде был успешен. На инженерных должностях проработал пятилетку, в профсоюзе две пятилетки: сначала на 10­ом судоремонтном заводе в Полярном, потом - в профсоюзах Северного флота. Вышло, что толковый инженер-практик вдруг пошёл на профсоюзную работу, чем вообще раньше не занимался, ­ и получилось. Может быть, кто-то скажет: «Хвастается!» Но я считаю, что очень много людей скажут: «Да, у него получилось!» Если куда-то потребуется ещё пойти поработать, только, конечно, не очень высоко, я справлюсь. С инженерной работой ­ железно справлюсь. С другой стороны, про таких, как я, говорят - опытный аппаратчик. С одной стороны - это отрицательный лейбл, мол, работает по схеме, с другой стороны, опыт-то действительно есть. Если я захочу изменить направление деятельности здесь или в другом регионе, то это не будет проблемой. В конце концов, сторожем в детский садик точно возьмут, у меня ещё хорошая физическая форма.  

- У вас хорошее чувство юмора. Пока вы не сменили кресло председателя избиркома на сторожку в детском саду, откройте нам секрет, какие изменения в выборном процессе нас ждут в ближайшее время? 

- Тяжёлый задали вопрос. Чёткого ориентира, каким надо быть местному самоуправлению, нет. Чувствуются определённые метания. Давайте попробуем - так или так. Сейчас очередная идёт реформа. По большому счёту она затронет только крупные города и формирование представительных органов районов. В городах могут появиться Советы в отдельных округах. Если будет принято решение на уровне субъекта федерации, то, в частности, в Мурманске могут появиться Советы депутатов в Ленинском, Октябрьском и Первомайском округах. Эти Советы из своего состава будут делегировать часть депутатов в городской Совет, который напрямую населением не будет избираться. Совет из своего состава изберёт главу муниципалитета и выберет по конкурсу Сити-менеджера, точно так же, как это происходит сейчас. В районах региона процедура будет примерно такой же. Конечно, хотелось бы, чтобы полномочия этих представительных органов, которые периодически меняются, были чётко подкреплены ресурсами. А то у нас полномочия есть, а денег нет. Вот вспомнить хотя бы первый созыв Мурманского городского Совета, где я работал заместителем секретаря. Это был ужас какой-то! Принимали городской бюджет только в марте. Тогда глава муниципального образования (мэр) - руководитель исполнительного органа власти ­ был авторитетом: всенародно избранный! В то время мы жили в постоянной ругани, но обращений в суд не было. Голосовали порой не так, как хотелось Олегу Найдёнову. Чем дальше, тем больше... В 2000 году, когда избрали нового мэра, первому лицу города уже было сложнее принимать некоторые решения без согласия Совета депутатов, а в чём-то и легче. Удельный вес Совета стал больше. Не надо забывать, что в то время глава муниципального образования возглавлял исполнительную власть. К тому же это был Олег Петрович Найдёнов. В то время был определённый крен авторитета в сторону исполнительной власти. А сейчас полномочия Совета депутатов весомей.  

- Вы хотите сказать, что в те годы Совет депутатов Мурманска пребывал в тени харизмы Олега Найдёнова?

- Наверное, такая формулировка подойдёт, хотя она не очень приятна для оценки. Особенно первый созыв Совета.

- Насколько разношёрстным был состав того Совета депутатов, какие были партийные фракции?

- Совет, конечно, был неоднороден. Хотя бюджетников было много. Преобладала фракция неформальных депутатов, которые, будучи кандидатами, были поддержаны профсоюзами. Партии в то время не участвовали в выборах, все были самовыдвиженцами, но кого-то поддерживала нарождавшаяся партия «Яблоко», работала КПРФ. Напомню, «Единой России в то время ещё не было.  

- А кто был реальной оппозиционной силой?

- В то время оппозиция ассоциировалась не с партиями, а с фамилиями конкретных депутатов. Например, в то время работала депутат Гаврилова, у которой часто мнение расходилось с мнением большинства, и это порождало жаркие споры. При всём этом мы жили достаточно дружно. Пошумим, подискутируем, проголосуем и мирно разойдёмся. Вместе ездили на турбазу - всем составом Совета. Это практиковалось в то время. У меня осталось от первого созыва Совета депутатов впечатление, что, несмотря на разницу во взглядах, мы все были одной семьёй. Мы до сих пор созваниваемся и дружим.  

- А как в то время проходили выборы?

- Так же. Если выборы не совпадали с выборами губернатора или депутатов Госдумы, то явка избирателей всегда была меньше. Но тогда, не забывайте, был барьер - 25% избирателей должны были проголосовать, а если приходило, например, 24,99%, то выборы считались несостоявшимися. Я это испытал на своей шкуре, когда после 1993 года баллотировался в областную думу по Ленинскому трёхмандатному избирательному округу. Попал в тройку лидеров, но не хватило 30 голосов от 100 тысяч списочного состава избирателей, чтобы выборы были признаны состоявшимися. И наша тройка не прошла. Было обидно, но таков был закон.  

- Расскажите немного о Совете депутатов Мурманской области 90-х годов.

- Этот состав Совета был впервые избран на альтернативной основе. Это время перестройки, гласности. Я тогда выиграл выборы в Полярном. Был депутатом, приезжал на сессии. Тогда были не заседания, а сессии… Работал в то время ещё малый Совет, бюро малого Совета. Ну, представляете, собирать ежемесячно сотни депутатов со всего региона. Достаточно трудно управляемая структура. Собирались на сессии нечасто, работали в комиссиях. Принципиальное отличие от работы нынешней областной думы в том, что профессионально работали немногие. На освобождённой основе за зарплату трудились единицы, а остальные - на добровольных началах. Крен принятия решений был в сторону исполнительной власти.

 

http://www.arctic-tv.ru  

 
вверх