Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

игумен Александр

Родился я в г. Ленинграде в 1975г. До принятия сана мы с мамой жили вместе, она, как и многие женщины советского времени, всю жизнь тратила на мое воспитание и образование, пытаясь хоть чем-то побаловать меня в годы, когда трудно было купить элементарных продуктов. Отец из нашей жизни исчез еще в моем младенчестве, маме приходилось рассчитывать только на себя и на Бога. Часами сидела со мной, когда я во время очередной простуды был дома, заставляя выполнять "прогулянный" материал. Она по образованию инженер-экономист, поэтому с точными науками я в школе дружил на отлично. Благодаря ей, я получил один замечательный навык учиться и как приложение к этому такую черту как усидчивость.

 

- У вас религиозная семья? Ваши родители - верующие люди?

- Бабушка, Царство ей Небесное, была религиозным человеком, она и привела меня в Церковь с детства. Мама тоже верующая, но годы советского лихолетья не прошли для психики людей даром, за исповедание православной веры можно было и без работы остаться. Так что религиозное воспитание это заслуга моей бабушки.

-Как часто вы вспоминаете свое детство?

- Недавно как раз мама приезжала ко мне в Мурманск, она живет в Петербурге, и мы вспоминали, как ездили отдыхать на Черное море. Мне было лет пять, снимали комнату в частном секторе, это был популярный жанр отдыха в СССР. Так вот каждое утро после завтрака, мы как обычно, отправились на море. Народу - почти никого. Мама надела на меня плавательный круг в виде то ли уточки, то ли рыбки, и стала заходить со мной на глубину. Значит, плаваем (я барахтаюсь, как могу, мама рядом). Вдруг кто-то выныривает и перепрыгивает через нас, и так несколько раз. Мама начинает ругаться, думая, что какие-то горе-пловцы балуются. Но ее упреки в их адрес не принесли ожидаемого результата, тогда она почти бегом, в испуге, хватает меня в круге и к берегу мчится. Я кричу, не понимая в чем дело. И только на берегу, мы осознали происходящее. У мамы не очень хорошее зрение, она не разглядела. А женщина, которая подошла  рассказала, что нам очень повезло, через нас прыгали дельфины… Насчет повезло - не повезло не знаю, но и сейчас с мамой смеемся, вспоминая этот случай. Больше такого уже не было. Позже, когда уже в школе учился, каждое лето ездил в пионерские лагеря, хороший опыт общения знаете ли, букой никогда не был (смеется).

- Как вы учились в школе? Какие были любимые предметы?

- В школе учился, благодаря маме, на хорошо и отлично. Мама следила, поддерживала, объясняла. Да и учителя были замечательными. Поэтому любил почти все предметы. Не любил биологию: никогда не понимал, как эта наука объясняет происхождение человека и животного мира; нелепость Теории эволюции чувствовал уже тогда очень остро.

- Почему выбрали именно этот путь?

- Несмотря на то, что бабушка водила меня в детстве в храм, никто не предполагал такой оборот в моей жизни. Сознательно я стал ходить в Церковь с 14 лет, обычно в этом возрасте ребенка в храм не загонишь. Так вот, заходя в церковь, на богослужения, возникало чувство чего-то особенного, таинственного, того, чего не было в обычной детской жизни. Как в Несторовой Летописи, которая описывает принятие православия князем Владимиром: чувства, что ты находишься не на земле, а на небе.

- Дорога к храму длинная. Каким был ваш первый шаг?

- Я стал посещать Воскресную школу, вскоре меня попросила регент хора Александро-Невской Лавры петь у них в детском хоре (мужские голоса всегда в дефиците). Согласился, стал петь. Потом, освоив церковно-славянский язык через месяц-другой начал читать Псалтирь на клиросе, а потом и Апостол на Божественной Литургии. В общем, храм стал мне вторым домом.

- У вас никогда не возникало сомнений, каким путём идти?

- Конечно, возникали  сомнения. Мама с бабушкой за голову хватались: зачем, снова коммунисты к власти придут, расстреливать начнут, гонения начнутся. Друзья смеялись: монахом хочешь стать? Я отказывался, вместе с ними смеялся. А Господь все время вел меня своим путем. Друзья устроились, разбежались, а Господь со мной остался навсегда.

- Когда вы поняли что это Ваше?

- В 1996 году из Санкт-Петербурга на Мурманскую Святительскую кафедру направили Епископа, ныне Архиепископа Симона. Он меня знал по Александро-Невской Лавре, где часто служил и жил. Владыка Симон еще и преподавал в Духовной Семинарии и Академии. Однажды, приехав из Мурманска в Академию, мы с ним случайно встретились, и он пригласил меня летом в гости. Я поездил с Владыкой по приходам Мурманской области, увидел красоту Заполярной природы, почувствовал теплоту северян, понравилось. Вот тогда Владыка и предложил мне принять монашеский сан. Я тогда учился еще в Санкт-Петербургском Педагогическом Университете им. Герцена на филфаке. Задумался, стал молиться. Понял, что такое стечение обстоятельств не случайно. Забрал документы из Университета для перевода  и приехал в Мурманск.

- Как отнеслись окружающие к вашему выбору? (Родители и близкие люди)

- Как ни странно, но все приняли мое решение как само собой разумеющееся, хотя в детстве пытались отговаривать, внушали сомнения. Видимо, твердость намерения внушила родителям и друзьям уверенность в моем выборе.

- Трудно было?

- Трудно было поначалу, новый город, новый дом, новые люди. Но любимые мною с детства богослужения и поддержка Владыки свели на нет все возникшие неудобства. Забыл сказать еще, что за полгода до моего приезда к Владыке Симону, также как и я, приехал иеродьякон Диодор, сейчас он настоятель церкви в Росте, маститый архимандрит. Так вот общение с ним, воспоминания о Питере, общие друзья, очень помогало адаптироваться к новой жизни. В 1997 году Владыка совершил мой постриг в монашество и рукоположил в сан священника. Прослужил год, он благословил меня на учебу в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии.

- Куда попали по распределению? Вы просились или согласились с тем, что было предложено?

- В общей сложности я учился в Семинарии и Академии 8 лет, это больше чем учат на хирурга (смеется). В 2006 году, сдав выпускные экзамены, защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Учение Будды и современная идеология ламаизма. Сравнительный богословский анализ". По окончании Академии перед защитой каждый выпускник подписывает бумагу о том, что он соглашается на служение там, где это будет необходимо по усмотрению Учебного комитета Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха. Меня пригласил на собеседование, как и каждого выпускника, и председатель Учебного комитета и предложил мне поехать в Хабаровск, где открывалась новая Духовная Семинария. В ответ на это предложение, я выразил уверенность в том, что и в Мурманске найдется немало работы для выпускника Академии. Он ответил, что учтут мое пожелание, но все остается на усмотрение Святейшего Патриарха. В июне получил указ о направлении в распоряжение Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона.

- С какими трудностями пришлось встретиться?

- Трудности, в первую очередь, связаны с тем, что в Мурманске не было организованного православного сообщества, не было никакой научной базы (отсутствие духовных православных центров, библиотек с научной православной литературой, православной преподавательской корпорации). Все учебные материалы надо было везти из Питера. Ехал в поезде с забитым книгами купе.  Как только приехал в Мурманск, Архиепископ Симон сразу благословил меня на преподавание на Теологическом факультете МГТУ, который тогда только открылся. В первый же год мне нужно было подготовить программы по тем дисциплинам, которые мне поручили: История Древней Церкви, Новые религиозные движения, Библеистика, Наука и религия. Это очень обширный материал, его надо собрать и представить программу так, чтобы она соответствовала государственному образцу… Но это все, конечно, уже не так интересно… А самое трудное было совмещать преподавательскую деятельность с основным служением на Приходе.

- Не пожалели ли о выбранном пути?

- С детства мама говорила мне, чтобы я никогда не о чем не жалел, а если что-то не устраивает, то исправлял свои ошибки. В Священном Писании сказано Спасителем: "Не вы меня избрали, но Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли, и приносили плод...". Поэтому, жалеть о своем выборе у меня причин нет. Важно, чтобы был достойный плод.

- Какие у вас впечатления от встречи со студентами?

- Правду сказать или комплимент студентам сделать? (смеется). Многие стараются учиться, но портит жизнь современное информационное поле, слишком много не нужной информации вокруг. Большинство совмещает учебу и работу, причем работают по полной занятости. Сил многим не хватает. Жалко, дети еще ведь. Вспоминая учебу в Духовной Семинарии, отмечу, что эта учебная система сохранила в себе то, чего уже давно нет в светских ВУЗах – все силы духовной системы образования в Церкви направлены на усвоение учащимися учебного материала, все время расписано: в 8.00. – Утренняя молитва, в 8.30. – завтрак (причем питание все бесплатное), в 9.00 – Лекции до 15.00., потом обед, 15.30 – 17.00 свободное время, с 17.00 – обязательное для всех посещение библиотеки и занятия там до 19.00, в 21.00 – вечерняя молитва, в 22.00 - отход ко сну. И так каждый день, вдобавок, регулярные богослужения и их подготовка. Система отлажена, студенту не надо ни о чем, кроме образования заботится. И времени свободного в обрез, на глупости вроде пива или ночных клубов не остается.

- Что вам нравится в сегодняшних студентах?

- Что и всегда во все времена нравилось преподавателям в студентах – молодость, желание жить, ожидания хорошего будущего, надежда в глазах.

- Чем они вас удивляют?

- Очень удивляет то, что, несмотря на отсутствие системы образования, которая, разрушена, студенты учатся и достигают результатов, становятся специалистами. Хотя будущее этих специалистов очень расплывчато вырисовывается.

- Вам нравится преподавательская деятельность?

- Учительство это благодарный труд, но результаты видны только через годы. Я знаю, что ту информацию, которую я преподаю студентам не только то, что пригодится в их профессии, но и на уровне духовного роста и  совершенствования. Поэтому как священник и учитель, я стараюсь преподнести материал, чтобы он принес пользу еще и душам молодого поколения. Помочь им в их духовных сомнениях и проблемах.

- Как вы считаете, нужно вводить основы православной культуры в обязательную программу в школе?

- Это больная тема. Я не думаю, что самая проблемная тема образования. Система образования напрочь прогнила и ее надо восстанавливать. Уровень подготовки учителей очень слабый, знаю не понаслышке. В школу идти работать стало не престижно. Для начала надо создать условия для работы учителей: материальное обеспечение, права учителя, его культурно-нравственный уровень. Есть много уважаемых и достойных людей в школе, но многие работают по остаточному принципу: не устроился на престижное место, пойду в школу. Я не хочу, чтобы преподавание православной культуры в школе поручали недоучкам или для дополнительной нагрузки в школе. Я считаю, что лучше, если будет учитель, исповедующий православную веру, и даже преподающий математику, чем преподаватель основ православной культуры, который сам не имеет никакой культуры в жизни. Через такого горе-учителя придет беда и Православию. В учителе самое важное это его поведение, его рассуждение, опыт, умеренность взглядов и, конечно, образование.

- На что у вас не хватает времени?

- Стараюсь планировать свой распорядок дня и жизни, чтобы все успевать.

- Как вы отдыхаете в отпуске и где?

- После окончания Духовной Академии у меня осталось много друзей, посещаю места их служения, ну и само собой приезжаю летом к маме в Петербург.

- У вас были ситуации, которые были для вас переломные?

- Христианин, тем более священник, любую ситуацию рассматривает как переломную,  в том смысле, что мы всегда делаем выбор между добрым и злым. Стремлюсь к первому.

- Какую музыку предпочитаете?

- У меня нет особых предпочтений. Так обычно то, что доносится из радио. Люблю красивое церковное пение: Чеснокова, Чайковского, Бортнянского. Люблю музыку 70-80х.

- Книги, которые вы читаете сейчас?

- Ежедневно стараюсь читать Библию, особенно в Великий Пост. А из художественной литературы, недавно вышедшее произведение архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые", люблю Лескова, Хемингуэя.

- Чего вы достигли на сегодняшний день? Каковы результаты?

- Немного странный вопрос.  Слово то, какое "достиг"… В таком высоком смысле, я ничего не достиг. Достиг, для меня значит поставить в каком-то деле точку. Люди пишут в свои достижения работу, семью, детей… У меня этого нет и не будет. Для меня достижение это пока сам процесс труда, что я Божьей милостью могу трудится, в том числе и над собой. А достижение это когда я смогу сказать, что я избавился от грехов своих, а если скажу, то согрешу гордыней. Поэтому ответить на этот вопрос мне нечего (улыбается).

 

Вопросы задавала Алеся Бережных

 

 

 
вверх